Дата публикации: 29 июня 2023
Стоит ли ограничивать студентов в поступлении в магистратуру по специальности, отличной от той, которая была у человека в бакалавриате, как нужно изменить процедуру поступления в вузы в рамках национальной системы высшего образования и почему Московский государственный университет не планирует полностью отказываться от бакалавриата, рассказал в интервью РИА Новости ректор Московского университета Виктор Садовничий. Беседовала Полина Ковалева.
– Стоит ли ограничивать студентов с дипломом бакалавра по одной специальности поступать в магистратуру по другой?
– Нет, специально ограничивать не стоит, поскольку бакалавриат допускает смену специальности, что вполне соответствует сущности этой образовательной модели. Тут я выступаю за другое. За то, чтобы базовое образование было фундаментальным и отвечало современным вызовам. И мы приходим к пониманию того, что для этого требуется, как правило, пяти-шестилетний специалитет. Именно об этом сейчас говорят во всем мире. Московский университет будет сохранять фундаментальное образование: пяти-шестилетний специалитет. От бакалавриата мы отказываться не собираемся — он допустим в ряде направлений подготовки, а выпускники бакалавриата, как и прежде, смогут поступать в магистратуру по другой специальности. Вместе с этим Московский университет выдвинул идею интегрированной магистратуры, когда студент обучается по одному и тому же направлению и в бакалавриате (четыре года), и в магистратуре (два года). Шесть лет обучения — это, конечно же, фундаментальное и цельное образование. В МГУ 95% бакалавров выбирают интегрированную магистратуру, хотя у них есть возможность перейти на другие направления. Важно учитывать и то, что в МГУ обучается много иностранцев, для которых предпочтительно получить диплом за четыре года. Разумеется, это их выбор, их жизненный путь.
– Я так не думаю. Магистратура – это право, а если говорить о ведущих вузах, то это наше право. Как только мы видим, что программа созрела и отвечает всем современным вызовам и запросам, то мы ее утверждаем. Магистерских программ у нас сотни, и мы будем все время их обновлять. Что касается вузов, подведомственных Минобрнауки и другим министерствам, то тут ситуация иная. Но мне кажется, что при желании вуза министерство будет идти навстречу, запуская там новую программу магистратуры. Поэтому здесь никаких ограничений я тоже не вижу. Сейчас продолжается дискуссия на предмет того, как поступать и что делать: оставить бакалавриат и магистратуру, предполагающую изменение профиля или направления подготовки или ввести какую-то другую систему. Я думаю, мы проанализируем результаты эксперимента всем академическим сообществом, и тогда станет понятно, куда двигаться дальше. Но Московский университет, я однозначно считаю, не свернет с пути классического мощного образования – того самого, которое нужно для будущего страны.
– Как в новой системе стоит совершенствовать систему приема в вузы?
– Я считаю, что обязательно должен быть какой-то элемент, позволяющий нам лучше "видеть" абитуриента. В МГУ это дополнительные вступительные испытания, они обязательны для всех поступающих. Мы сразу понимаем, кто к нам приходит. Эта практика хорошо себя зарекомендовала, и мы будем ее придерживаться в дальнейшем. Мне кажется, что систему, когда критерии приема известны заранее, например, примерное количество баллов ЕГЭ, в будущем надо будет менять. Я – сторонник проведения собственного испытания, которое иногда помогает самому абитуриенту точнее определиться с выбором направления подготовки и, соответственно, с будущей профессией. Многие подают документы на несколько направлений, и прохождение дополнительных вступительных испытаний помогает сделать взвешенный выбор с опорой на текущий уровень своих знаний и предмет своего интереса.
– Что в университете делается сегодня для патриотического воспитания обучающихся?
– У нас воспитательный процесс, процесс формирования личности студента является частью процесса обучения, "зашит" в него на самом глубинном уровне. Традиционно мы поддерживаем инициативы самих студентов, направленные на сохранение памяти о подвиге защитников Родины в годы Великой Отечественной войны, организуем акции и проекты в области духовной и интеллектуальной культуры. Активно действует волонтерское движение университета, особенно ярко проявившее себя во время пандемии. С патриотическим воспитанием так или иначе связана деятельность всех студенческих организаций Московского университета. У нас работает поисковый отряд, который ежегодно поднимает останки студентов и преподавателей МГУ, которые геройски погибли осенью 1941 года в смоленских лесах, на дальних подступах к Москве. Несколько раз в год мы проводим торжественные митинги, где вспоминаем их подвиг. Еще одним общеуниверситетским местом памяти стал монумент, который мы открыли в год 75-летия Великой Победы на территории нашей подмосковной базы Красновидово. Там в самый трудный момент битвы за Москву проходило заседание ставки Западного фронта, и была утверждена стратегия обороны столицы. Московский университет всегда был и остается на передовой, мы неизменно вместе с нашей страной и народом.
Информационная служба Всероссийского портала "Молодой специалист" msrabota.ru