Дата публикации: 05 октября 2020
3 октября 1906 года в ходе коллективного обсуждения на Второй международной радиотелеграфной конференции в Берлине был утвержден сигнал бедствия на море, известный как «SOS». Делегация из 29 стран мира подписали конвенцию о введении единого для всех стран сигнала бедствия. Изначально на конференции было выдвинуто предложение взять за основу сигнал «SOE» немецкой компании «Сляби-Арко». Однако у этого буквосочетания был важный недостаток – последняя буква сигнала «Е» в азбуке Морзе передается одной точкой. Из-за этого сигнал мог быть услышанным и истолкованным неверно при плохом качестве связи. В результате было решено заменить Е на S – короткий сигнал на длинный. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм.
В истории не сохранилось имени человека, который представил передаваемый с помощью азбуки Морзе сигнал бедствия в виде слова из трех букв – «S-O-S». Известно, что это буквенное обозначение соответствует международно-признанному на тот момент варианту азбуки Морзе, где латинская буква «S» кодировалась последовательностью трех точек, а «O» – трех тире. Это сочетание выбрано как понятное и легко запоминающееся. Ошибочной считается версия, что написание сигнала бедствия – это аббревиатура фраз: «Save Our Souls» – «Спасите наши души», «Save Our Ship» – «Спасите наш корабль» или «Swim Or Sink» – «Плывите или утонем», и даже русской «Спасите от смерти».
К слову, в практике радиообмена сигнал SOS не передавался сам по себе, а входил в обязательную группу сигналов, которую передавал радист или автоматический аварийный передатчик, находящийся в любом судне. Эта группа состояла из следующих знаков: сигнала общего вызова CQ, передаваемого 3 раза, DE – (это Я) представление, затем шел позывной судна, следом сигнал SOS, передаваемый 3 раза, широта и долгота судна, и наконец 2 тире длительностью по 12 секунд для пеленгования.